Обмен баннерами - FarPost

Главная Что новенького? Фотогалерея Рассказы, очерки NEW!-Атлас анатомии Мои программы Гостевая

История развития района Второй речки в городе Владивостоке

Когда был основан пост Владивосток, оказалось, что пригодного леса для строительства домов на месте недостаточно. Начальник поста был вынужден направить несколько групп солдат по берегу Амурского залива на его поиски. Доброкачественный лес обнаружили за 25 и более верст от Владивостока, где и стали его заготавливать, доставляя к посту в небольших плотах, буксируемых вдоль берега солдатами.

Неоднократно следуя за лесом и обратно, они для ориентировки отдельным пунктам побережья давали свои названия. Вероятнее всего именно тогда солдаты назвали первую на переходе от Владивостока речку - Первой, а вторую - Второй речкой. В дальнейшем, когда хотели указать на какое-то место или событие вблизи речек, то говорили: это на Первой речке или это около Второй речки. Так эти названия и вошли в обиход жителей, хотя своих определенных границ они не имели и не имеют сейчас.

После солдат поста у Второй речки побывали и другие люди, причем их число с каждым годом увеличивалось. Эго были солдаты, обеспечивающие с 1861 года почтовую связь с Хабаровкой, командир Новгородского поста капитан И.Черкавский, прибывший в декабре 1862 года во Владивосток, лейтенант Е.Бурачек с солдатами, ездившие на угольные ломки к устью реки Раздольной, и т.д.

После этих служивых береговую полосу у устья реки осваивали солдаты, строившие телеграфную линию на Раздольную.

Какое бы то ни было развитие Второй Речки сдерживалось отсутствием хорошей дороги к ней из города. Такая дорога до Никольского (совр. Уссурийска) была построена солдатами только в 1882 году. Ввод ее в строй снял трудности в посещении Второй Речки горожанами и позволил им проводить там свой выходной день. Именно в эти годы здесь появились и первые жители.

Построенная же дорога позволила с каждым годом наращивать поток грузов, перевозимых из прилегающих населенных пунктов во Владивосток и обратно. Кроме перевозки грузов дорога использовалась для передвижения людей по своим частным надобностям.

Так продолжалось до конца 80-х годов прошлого столетия, когда здесь появились изыскатели и проектировщики Уссурийской железной дороги, постройка которой началась в 1891 году. С вводом ее в строй на Второй Речке появились новые жители, а главное, со временем она дала возможность горожанам быстро и с удобствами добираться за город. В связи с этим осевшие там предприимчивые их сограждане стали сдавать отдыхающим помещения на летний период.

0 том, как там им жилось и в каких условиях, можно узнать из дневника ученика 5-го класса мужской гимназии Г.Суханова, выдержки из которого были опубликованы в 1994 году:

"Ко Второй речке подошли часа в два следующего дня. Перешли речку через деревянный мост. Устье реки широкое, до двух сажен, чистое от заносов, травы и леса. Течение довольио быстрое, фарватер реки глубокий настолько, что совершенно свободно можно въехать на килевом вельботе. Мы вспугнули несколько кряковых уток и чирков. По берегу табунками ходили маленькие кулички и недалеко от устья вспугнули два кроншнепа. В верховьях Второй речки наткнулись на две землянки. Здесь мы узнали, что в реке водится карась, гольцы, красноперка, заходит сюда горбуша, а в устье неводом вылавливавт много корюшки и камбалы. В верховьях реки водятся козы, но оленей стало мало, табун кабанов насчитывает 40-50 голов. Мы быстро наловили несколью ведер рыбы, пополнили свои коллекции и тут же из карасей сварили уху".

Прочитав эти строки, можно только тяжело вздохнуть, зная современное состояние Второй речки, и с завистью подумать о тех, кто тогда имел возможность приобщиться к благодати реки. К большому сожалению, уже давно никаких уток, коз, чирков, карасей, гольцов, красноперок и тем более горбуши нет и в помине. Нет и реки, в которую можно было входить на килевом вельботе. Благодаря варварскому хозяйничанью человека, его заботе о "сохранении" природы речка давно превратилась в ручей грязной и отравленной воды. И только в период тайфунов этот ручей превращается на несколько дней в бурную речку, несущую в море камни, гальку, песок, куски деревьев и разные отходы. По истечении этих дней она снова превращается в грязный ручей.

Вторая Речка стала расти после того, как с 1902 года началось строительство там казарм для солдат и флигелей для офицеров. По мере их готовности сюда начали переезжать офицеры с семьями и подразделения солдат. Находя этот район подходящим для своих нужд, военное ведомство в 1906 году большую его часть закрепило за собой.

Размещение здесь большого количества людей (офицеры, унтер-офицеры со своими семьями, солдаты, местное население) потребовало постройки железнодорожного вокзала, который и был сдан в эксплуатацию в 1911 году.

Между тем пока отдыхающие осваивали район от Седанки до Садгорода, район Второй Речки использовался в этих целях недостаточно. Но как только места отдыха там были освоены, военному ведомству пришлось потесниться и дачники стали по-настоящему и основательно устраиваться на Второй Речке.

Так, в качестве военного поселения и зоны отдыха горожан Вторая Речка просуществовала до 1960 года, когда было принято решение о ее застройке жилыми, общественными и промышленными сооружениями.

За прошедшие до этого 50 лет здесь произошло три важных события. В 1924 году открылся детский дом для дошкольников. В начале 30-х годов построен военный аэродром, и в 1958 году был заложен и построен комплекс зданий для Дальневосточного научно-исследовательского института по строительству Академии строительства и архитектуры СССР.

Расцвет Второй Речки связзн с постановлением Совета министров СССР от 18 января 1960 года "0 развитии города Владивостока".

Следует сказать, что Владивосток с момента своего основания являлся единым административным районом. К 1935 году он разросся как по числу своих жителей, так и по занимаемой площади, в связи с чем сосредоточивать всю власть в одном месте стало уже крайне трудным. Поэтому 28 мая 1935 года было принято решение создать в нем три района: Первомайский, Фрунзенский и Ленинский. Но уже в следующем году было признано необходимым создать еще один район - Первореченский.

В пределы этого четвертого района и вошла территория, именуемая Второй Речкой. Так она существовала в этом составе до 3 апреля 1972 года, когда указом президиума Верховного совета РСФСР Первореченский район был разделен на два: Первореченский и Советский.

Этим указом территория Второй Речки была расчленена и вошла частью в Первореченский, а частью в Советский районы, имея границу между собой по оси речки.

В период застройки территории Второй Речки в Советском районе в 1962 году возник вопрос о нарезке новых улиц и их наименовании. Учитывая, что в этот год исполнилось 150 лет Отечествекной войне 1812 года, было решено назвать улицы в честь зтого события.

Во время застройки "Капустного поля" и затем Второй Речки для связи этих районов между собой и с центром города разрабатывалась схема их соединения троллейбусными линиями.

К январю 1965 года все работы на этой трассе были закончены, и в конце января первый троллейбусный маршрут от горпарка до остановки "Багратиона" на Второй Речке вошел в строй.

В ноябре 1966 года вошел в строй маршрут № 2, а затем с небольшими перерывами маршруты № 3 и № 4. Последним был включен в строй маршрут № 5. Так этот район фактически стал частью Владивостока. А за последующие десятилетия прибавилось еще много троллейбусных маршртов и в настоящее время их около полутора десятков.

Современная Вторая Речка - хорошее и удобное место для жилья, особенно для людей пожилого возраста. Ровное место, связанное многими видами наземного транспорта с центром города и автобусным транспортом с ближайшими населенными пунктами, создает удобства населению. Здесь много торговых, лечебных, банковских и почтовых учреждений, школ и детских садов.

Район Второй речка расположен в долине, зажатой с обеих сторон высокими сопками. На многих вершинах этих сопок сохранились бетонные укрепления, бывшие когда-то частью крепостных сооружений Владивостока. На горе Варгина, носящей имя начальника гидрографической партии Отдельной съемки Восточного океана подпоручика С.А.Варгина, находится форт № 2 - памятник военно-оборонного зодчества, охраняемый государством. Такой же исторический памятник расположен на вершине горы Проценко - это форт № 4. На других сопках, окружающих город-крепость Владивосток также расположены оборонительные сооружения - форты.

P.S.: При создании данного очерка использовались публикации в газете "Владивосток".

Рейтинг ONE.ru
be number one
Copyright © А.В.Алексеев, 2000-2004.
При перепечатке материалов указание имени автора и ссылки на сайт http://arkadyal.chat.ru обязательны.

Главная Что новенького? Фотогалерея Рассказы, очерки NEW!-Атлас анатомии Мои программы Гостевая


Far East Banners