Обмен баннерами - FarPost

Главная Что новенького? Фотогалерея Рассказы, очерки NEW!-Атлас анатомии Мои программы Гостевая

Подводная лодка "С-56"

Немногие города бывшего Советского Союза могут похвастаться собственным мемориальным кораблем. Во Владивостоке же их - целых четыре. Почти 28 лет назад заняла свое место на Корабельной набережной прославленная Краснознаменная Гвардейская подводная лодка "С-56". Напротив нее на волнах Золотого Рога покачивается "Дальневосточная Аврора" - первый корабль Советской республики на Тихом океане - "Красный вымпел". На одной из сопок полуострова Голдобина установлен на постамент малый рыболовный траулер. А на территории одной из воинских частей, расположенной на Малом Улиссе, стоит один из трех уцелевших на всей территории бывшего СССР торпедных катеров проекта "Комсомолец", на которых воевали во вторую мировую войну.

Гвардейской Краснознаменной подводной лодке "С-56" в октябре 2001 года исполнилось 65 лет. Ровно столько времени прошло с того момента, как прибывшая на Дальний Восток лодка была окончательно достроена у одной из причальных стенок Дальзавода. 65 лет - рубеж, перевалить за который дано далеко не каждому кораблю. "С-56" повезло - верой и правдой прослужив Родине на морях-океанах большую половину из этих 60, ставший мемориальным подводный корабль вот уже около четверти века остается одним из самых ярких символов нашего города.

Представить Владивосток без "С-5б" невозможно. Сегодня ее обслуживает специальная команда, на "попечении" которой помимо “эски” находится еще и "Красный вымпел”. Только благодаря им мемориал, содержание которого с каждым годом становится все дороже, продолжает работать. За последние два десятка лет на "С-56" перебывало несколько миллионов посетителей...

Щелкни, чтобы увеличить картинку... (Размер картинки 28 КБ, разрешение 742х350 pix) ''Большой'' вариант иллюстрации. (Размер картинки 82 КБ, разрешение 1484х700 pix)

Субмарина была заложена в 1936 году. Корабли типа "С" - "Сталинец", которых построили только 17, впоследствии были признаны самыми эффективными подводными лодками Великой Отечественной. Пять из них - "С-13", С-31", "С-51", "С-101" и "С-104” за годы войны стали Краснознаменными. "С-33" стала Гвардейской. А "С-56" - Краснознаменной и Гвардейской одновременно. В красной звезде на рубке "С-56" выведена цифра "14" - именно столько фашистских кораблей испытали на себе силу ее торпед. Десять вражеских транспортов были пущены на дно. Еще четыре - серьезно повреждены.

Осенью 1942 года было принято решение усилить боевой состав подводных лодок Северного флота, и шесть субмарин, в том числе и "С-56", были отправлены с Дальнего Востока в Полярный. Лодки прибыли на главную базу Северного флота в марте 1943-го, покрыв 17,5 тысяч морских миль через три океана и десять морей. Пополнение сразу же включилось в активную боевую деятельность на вражеских коммуникациях, чем, совместно с другими подводными лодками Северного флота, серьезно осложнило жизнь вермахту и крингсмарине, в планах которых морским путям сообщения в Заполярье придавалось исключительно важное значение. Через порты Северной Норвегии в Германию морем доставлялось стратегическое сырье, шло снабжение немецкой горной армии. Кроме того, в норвежских портах базировались соединения военно-морского флота, действовавшие против арктических полярных конвоев союзников.

29 марта 1943 года подводная лодка "С-56" вышла в первый боевой поход, а 19 апреля над Екатерининской гаванью прогремели два выстрела из корабельной "сотки", извещавшие об открытии боевого счета. Кроме двух потопленных транспортов противника, экипажем субмарины было выполнено специальное задание по высадке на вражеское побережье разведчиков и снятию группы, закончившей "работу" в тылу немецко-фашистских войск.

Первый потопленный транспорт достался сравнительно легко. После атаки противолодочные корабли "С-56" не нашли, и их бомбежка была неэффективной. Зато на втором транспорте противник отыгрался на краснофлотцах... Прижимаясь к берегу, шел конвой из трех транспортов в охранении шести сторожевых кораблей. Советским морякам удалось проникнуть внутрь конвоя и занять выгодную позицию для атаки носовыми торпедными аппаратами транспортов, а кормовыми - сторожевика. Сначала все шло точно по расчету. Но то ли сверкнул на солнце глазок перископа, то ли гидроакустики вражеских кораблей запеленговали шум винтов. Два сторожевика устремились к субмарине. Слышен был только шум бешено вращающихся винтов, а затем тяжелые шлепки в воду. Корабли сбросили глубинные бомбы. От их взрывов по всей подлодке погас свет, но прочный корпус выдержал, течи не было. Значит, все в порядке... Следующая атака. Восемь глубинных бомб - рядом. Что же делать? Отказаться от атаки? Нет! Быстро созрело решение: нырнуть под транспорт, укрыться под ним от бомбежки, вынырнуть с другого борта - атаковать "хвост" конвоя кормовыми торпедными аппаратами. Противник не ожидал, что "С-56" продолжит атаку. Немцы неистово бомбили с левого борта транспортов, где ранее обнаружили подводную лодку, а она осторожно подошла с противоположного борта и выпустила торпеды по концевому транспорту конвоя. Дистанция до него минимальная. Зашипел и ударил в уши воздух, запели винты уходящих торпед. Взрыв торпеды слышали все. Но смотреть на дело рук своих некогда. К подлодке полным ходом помчались сторожевики, но субмарина ушла на глубину и скрылась от преследования.

31 марта 1943 года "С-56" за проявленное экипажем в боях мужество и стойкость была награждена орденом Красного Знамени.

Второй боевой поход "С-56" совершила в мае, встретив всего один конвой, состоявший из транспорта и танкера, охраняемых восемью сторожевиками и тремя самолетами "Арадо". Советским морякам удалось прорвать охранение и одним залпом пустить на дно Баренцева моря обе фашистские посудины. В отместку незадачливое охранение забросало подводную лодку глубинными бомбами. Вода буквально кипела от взрывов. Подводникам пришлось бы, вероятно, еще туже, если бы они не прятались под разлившимся по поверхности моря загоревшимся бензином. А чуть позже их выручили друзья-летчики, отвлекшие на себя конвой. Не будь этого, едва ли бы подлодке удалось возвратиться на базу...

Третий поход был самым коротким, длился всего десять суток, и самым "урожайным" - "С-56" удалось потопить два сторожевых корабля и повредить, а возможно, потопить два транспорта противника. Бомбили, как всегда, помногу и подолгу. Кроме того, отклоняясь от очередной бомбежки, подводная лодка запутались в снастях ей же накануне потопленного транспорта. С трудом, но все же вырвались и из этой ловушки...

От похода к походу росло мастерство экипажа. В пятом походе счет потопленных кораблей был доведен до семи и поврежденных - до трех. Личный состав до этого дважды награждался высокими правительственными наградами, а теперь был представлен к третьей награде. Но самым радостным для советских моряков событием был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1944 года о награждении подводной лодки "С-56" орденом Красного Знамени. Ратный труд экипажа был отмечен Родиной...

Война продолжалась, и противник совершенствовал свою противолодочную оборону: ставил новые минные заграждения, привлекал больше кораблей, вооружал их радиоэлектронной техникой. Подбираться к конвоям и топить транспорты становилось все труднее. Но экипажу "С-56" удалось потопить и повредить еще четыре корабля и транспорта, доведя счет до четырнадцати, за что к дню Советской Армии и Военно-Морского флота, 23 февраля 1945 года Краснознаменная подводная лодка "С-56" приказом народного комиссара ВМФ была удостоена звания Гвардейской...

5 октября 1954 года - через 12 лет, прошедших с того момента, как "С-56" отправилась на Север, Краснознаменный Гвардейский подводный корабль вернулся домой, во Владивосток, совершив, таким образом, первое в мире подводное кругосветное путешествие.

Вскоре после прихода на Дальний Восток изрядно потрепанную и постаревшую подлодку "понизили в должности" - из боевого корабля она превратилась во вспомогательный. "С-56" стала плавучей зарядовой станцией.

К началу 70-х подлодка находилась в одной из бухт, выполняла функции УТС - учебно-тренировочной станции, на которой моряки тренировались в заделке пробоин, тушении пожаров и ликвидации всяких других неприятностей, могущих встать в море перед боевым кораблем. Как вспоминал бывший командир "С-56" Григорий Иванович Щедрин, механизмы и оборудование с нее к тому времени уже демонтировали, краска ободралась, а гордость подлодки - уникальную тиковую палубу, подобной которой не было ни на одном другом подводном корабле СССР, - наполовину разобрали.

Вскоре принято решение использовать подводную лодку "С-56" в мемориальном комплексе на Корабельной набережной. Для этого субмарину нужно было разобрать, перевезти и снова собрать. Доставка почти 900-тонного корабля на Корабельную набережную потребовала применения дотоле невиданных инженерно-технических решений. Вначале лодку перевели на Дальзавод, у одной из причальных стенок которого она была разрезана на шесть секций. Чтобы доставить их к месту сборки, пришлось построить специальную железнодорожную ветку и спроектировать особые железнодорожные платформы - обычные для перевозки многотонных конструкций таких габаритов не подходили. После того, как все части "С-56" были установлены и сварены вновь воедино, пришла пора внутренней отделки. К этому времени оригинальный "интерьер" лодки был практически полностью утрачен, поэтому решено было восстановить в первозданном виде только первые три отсека. В остальных разместились обычные музейные витрины.

Работы по устройству мемориала, которые во многом велись методом "народной стройки", были завершены к празднику 30-летия Победы. 9 мая 1975 года над сверкающей свежей краской красавицей "С-56" вновь взвился гвардейский флаг. Филиал музея Тихоокеанского флота вступил в строй.

Щелкни, чтобы увеличить картинку... (Размер картинки 22 КБ, разрешение 687х269 pix) ''Большой'' вариант иллюстрации. (Размер картинки 63 КБ, разрешение 1373х538 pix)

P.S.: При создании данного очерка использовались публикации в краевых газетах. Фото автора.

Рейтинг ONE.ru
be number one
Copyright © А.В.Алексеев, 2000-2004.
При перепечатке материалов указание имени автора и ссылки на сайт http://arkadyal.chat.ru обязательны.

Главная Что новенького? Фотогалерея Рассказы, очерки NEW!-Атлас анатомии Мои программы Гостевая


Far East Banners